Финансовые результаты деятельности крупных и средних предприятий в І полугодии 2017 года | Продление действия Программы для управленческих кадров “Fit for Partnership with Germany” на срок до 2019 года. | Надежный партнер – залог достойного представления субъекта хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках. | Украина готова обеспечить потребности Казахстана ветроустановки мультимегаватного класса | «СХІД-ЕКСПО-2017» приглашает представителей малого и среднего бизнеса презентовать свои возможности |


Статьи

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: НА ТОМ КОНЦЕ ПРОВОДА 2014-01-30

16 ноября в Украине отмечали День работников радио, телевидения и связи. По случаю награды нашли своих героев, среди прочих, в лице почтальонов и кабельщиков; для фактажа вступительных речей на торжествах руководителям составили скоренькую отчетность и статистику... Так что же сегодня представляет собой рынок услуг массовой коммуникации в Украине и в Луганской области, в частности? Оказалось, ничто общеэкономическое ему не чуждо. И, даже, напротив, кажется, он особенно отчетливо отражает один из наиболее характерных процессов, если не сказать "мейнстрим", глобальной экономики.

БЕДНОЕ ИЗОБИЛИЕ

Падение прибыльности из-за чрезмерного предложения, порожденного слишком высокой конкуренцией. По мнению экспертов, именно этот парадокс – бедность от излишества – сегодня является отличительной чертой мировой экономике, где основными игроками являются крупнейшие транснациональные корпорации, не желающие инвестировать в развитие отраслей. И пока одни сидят на «золотых мешках», покупательная способность других - большинства – падает, соответственно, это приводит и к снижению прибылей первых. Так говорят экономисты. И подтверждения их утверждений легко найти Луганской области, в частности, в сфере услуг связи.

По официальной информации, на этом рынке в регионе представлен 71 субъект: 18 из них – радиоорганизации, а 53 – телекомпании разного уровня. И все это богатство – на два миллиона и двести с небольшим тысячи населения области. Даже для страны еврозоны много, утверждают люди знающие – что уже говорить о ситуации в масштабе области! Из-за перенасыщения рынка ни один из субъектов не существует без внешней финансовой поддержки, а самое интересное, что и потребителю такое количество каналов телевидения и радио на местном уровне мешает, поскольку поток информации, льющейся из большого числа источников, дезориентирует реципиентов, затрудняет или делает невозможным выбор значимых для конкретных людей данных; и вместо средств информации ТРК все больше походят на средства пропаганды: если двадцать лет назад в красный рупор вещала одна-единственная партия, сегодня в мегафоны разного калибра горланят политики под флагами всех цветов радуги. И никакой свободой слова от этих криков не пахнет. Впрочем, как и бизнесом.

Появившиеся на заре независимости, словно грибы после дождя во всех мало-мальски уважающих себя городах областного значения и райцентрах, маленькие телекомпании за все последующие годы так и не воспользовались шансом стать чем-то больше, чем этим самым громкоговорителем. Единственным подобием средства массовой коммуникации – прежде всего, между разными социальными группами и властью, что тоже демонстрирует однобокость подхода к выполнению органом своей миссии – остаются газеты. Однако на местном уровне эти СМИ переживают эпоху вырождения: сделать из них бизнес-проект, при условии латентного отсутствия спроса на рекламу и мифичности такого явления как подписка, не представляется возможным. Между тем, речь не о газетах, а о ТВ (эфирном, кабельном и спутниковом) и радио (проводном и FM).

Для региональных радиокомпаний характерен такой отличительный процесс глобальной экономики как поглощение: если на мировом уровне господствуют транснациональные корпорации, аккумулирующих, по разным данным, порядка 70% накоплений, то на уровне регионального рынка в сфере телекоммуникаций наблюдается с каждым годом все более убыстряющееся укрупнение – большие компании покупают маленькие. И те охотно продаются, поскольку источников получения стабильной прибыли у них нет. Аудитория, опять же, ничего не теряет: какая, в конце концов, разница слушателю, кто владеет той радиостанцией, которая и после смены собственника продолжает вещать в традиционном жанре? В ином случае потребитель просто переключается на другой канал…

НЕКОНКУРЕНТНЫЕ МОНОПОЛИСТЫ

Собственно, это же «переключение» произошло и в ином секторе рассматриваемого рынка – в секторе почтовых услуг. И хотя сегодня в Луганской области существует почти 650 государственных отделений почтовой связи, некогда единственная и неповторимая «Укрпочта» вот уже как несколько лет к ряду теряет свои позиции в регионе, как и в стране в целом. Частные службы доставки создают для потребителя соблазнительную альтернативу государственным почтамтам, и в то время как отделения последних закрываются и укрупняются, первые, наоборот, расширяют свою сеть и увеличивают количество офисов в городах присутствия. Что же, частные компании гораздо быстрее и надежнее привозят посылки из любой точки страны и даже из-за рубежа в города и села, в самые отдаленные населенные пункты в том числе. А письма сегодня принято писать электронные…

Правда, ту же повестку в суд по e-mail в Украине пока не рассылают, а значит, официальная переписка по-прежнему остается в сфере услуг исключительно «Укрпочты». И природный монополист пытается остаться на плаву за счет включения в перечень дополнительных к основным услуг: денежные переводы, доставка пенсий, прием коммунальных платежей, операции с иностранной валютой, а с недавних пор в некоторых отделения почты можно встретить и госрегистраторов. Правда, такие попытки повысить доходы предприятия выглядят уже даже нелепо. Но, безусловно, экспертам в дирекции виднее, как привлечь больше клиентов и повысить народное доверие к государственной почте – не покупать же, право, новое оборудование для увеличения скорости обработки и доставки отправлений!

Не теряется и еще один естественный монополист сферы связи – «Укртелеком»: наряду с услугами городской и междугородней телефонной связи предприятие (к слову, давно и надежно приватизированное) предоставляет услуги оператора Интернет, а с 2005-го работает и в секторе мобильной связи.

Если последнее для уважаемого читателя стало новостью, то нечему дивиться, поскольку в этом секторе есть более «раскрученные» игроки, которые не жадничают в издержках на рекламу. В Украине, где не так давно, кажется, закончился процесс поглощения и максимального укрупнения с привлечением иностранного капитала, сегодня существуют только три общепризнанных лидеров рынка мобильной связи, и некогда государственного телефонного гиганта в этом списке нет. Возможно, ситуация в будущем изменится, но «подвинуть» таких серьезных конкурентов как «Киевстар», «МТС», «Астелит» (Life), которые занимают 98%(!) рынка (более 50 млн. абонентов), представляется намерением чрезвычайно амбициозным. Тем более что конкуренты не дремлют и останавливаться на достигнутом не желают: например, «Киевстар» в 2013 году на 6% увеличил количество обслуживаемых абонентов, доведя их количество почти до 30 млн.человек. Компания в третьем квартале получила более 3,3 млрд. грн. доходов. По словам экспертов, клиентов привлекает не только качество связи и разветвленность сети покрытия, а также низкие тарифы, но и дополнительные услуги. Стоит ли говорить, что тройка лидеров мобильной связи теперь усиленно развивает возможности подключения абонентов к сети Интернет. К слову, лидером-провайдером по количеству абонентов по итогам 2012-го года был именно «Укртелеком» (более 1,5 млн. абонентов).

Стремление операторов телефонной связи укрепить позиции на рынке провайдеров фиксированного и беспроводного подключения к Интернет не радует провайдеров на местах, которые и без того чувствуют негативные явления от насыщения рынка и ужесточения конкуренции, что непосредственно отражается на прибыли, в то время, как та же конкуренция предполагает, среди прочего, снижение тарифов…

Одним из наиболее вероятных сценариев дальнейшего развития сектора провайдеров Интернет в Луганской области представляется укрупнение через поглощение операторов местного значения компаниями регионального и национального уровня с последующим незначительным перераспределением территории присутствия.

Именно этот сектор, как наиболее перспективный, сегодня похож в Украине на маленький Китай, где конкуренция настолько высока, что любая новая возможность теряется из-за порожденной ею же чрезвычайно активной конкуренции, которая «съедает» прибыль. С иной стороны, логично укрупнение не может продолжаться до предела, поскольку вместо конкуренции приведет к монополизации. Именно это, надо полагать, произошло в секторе мобильной связи, где, не смотря на стремление увеличить свой объем рынка, основные игроки находят способ выгодно договориться.

 

Автор Ирина Рябинина

МНЕНИЕ

РОДИОН МИРОШНИК, генеральный директор ГО ЛОГТРК

«Сегодня в Украине имеет лицензию на вещание около 600 телерадиокомпаний, а в Австрии, для примера, 7 лицензированных телекомпаний. Там, и это правильная практика, перед выдачей лицензий просчитывается рынок рекламы, и, если он достаточный для обеспечения безбедного существования еще одной телекомпании, объявляется конкурс. У нас, в области, где лицензию имеет около 30 компаний, три крупные в Луганске, рынок телерекламы оценивается приблизительно в 600 тыс. грн. в месяц. Это не достаточно даже для содержания 1 компании, как «ЛОТ» или ЛКТ«.  Без внешнего финансирования ТРК региона, как и во всей Украине, нежизнеспособны в таких условиях. А это означает – при значительно превышающем реальные потребности и возможности рынка количестве субъектов – отсутствие как таковой нормальной, рыночной, конкуренции среди телекомпаний. И именно поэтому – в силу неизбежной и хронической дотационности – телевидение в Луганской области и в любом другом регионе страны называть  бизнесом можно с большой натяжкой, потому что прибыли оно не приносит, если мы считаем доходом телекомпаний рекламу».

 

АНДРЕЙ ПРИВАЛЬЦЕВ, представитель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания в Луганской области

«В Луганской области работает более 30 радиокомпаний. Но назвать их луганскими сегодня нельзя: проходят процессы поглощения. Так, например, оригинальная станция «Эхо» стала сетевой, тот же «Скайвэй» тоже уже не луганчкий – сетевые компании поглощают местные. Из лицензиатов, оставшихся в области, оригинальное вещание ведут только «СТВ» (г.Северодонецк), «Май» (г. Первомайск), «Пульс» (г.Луганск), «РТВ» (г.Ровеньки). Остальные – ретрансляторы. Но они работают в традиционных жанрах: шансон, рок, клубная музыка, - и потребитель ничего не теряет, если местную станцию поглощает сетевая компания, работающая в том же жанре. Выживать маленьким компаниям сложно, потому что, в Луганской области рынок рекламы небольшой. Этот же фактор влияет и на деятельность телекомпаний. Но есть и другой фактор – переход на новые стандарты вещания. Сегодня лишь пять телекомпаний в регионе представлены в кабельной сети, а остальным, если они не получат возможность выхода в цифровом формате, грозит исчезновение после 2015-го года, когда в Украине отключат аналоговые передатчики».


Цены на товары
Хлеб ржано-пшеничный, 900г. 4,20 грн.
Птица(куры бройлеры) 22,80 грн.
больше цен
Горячая линия
femmes russes a marier contador de visitas

93401, Украина, г. Северодонецк, проспект Химиков, 48а
телефон/факс: +38 (0645) 703960
E-mail: lcci508509@gmail.com
Разработан - Телерадиокомпания РТС © ЛРТПП 2011 г.

Все права защищены.

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки http://lcci.lg.ua для интернет-изданий - прямой открытой для поисковых систем гиперссылки.

Ссылка должна быть размещена вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.