Украина расширит объемы и ассортимент экспорта в Хорватию | Дорогие женщины, поздравляем вас с Международным женским днем! | Кабмин утвердил план меропреятий относительно неподконтрольных территорий | Президент Луганской РТПП поздравляет с днём энергетика | Международные программы на развитие малого и среднего бизнеса сельских территорий |


Статьи

ЭКО НЕВИДАЛЬ! ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ – ТРЕНДОВАЯ БИЗНЕС-ИДЕЯ 2013-10-08

Сеющийся в умы соотечественников щедрой пропагандой принцип экологической безопасности дает всходы параноидальной моды на все с приставкой «эко». Общество обретает острую потребность в экологической косметике, одежде из натуральных тканей, бумажных продуктовых пакетах вместо полиэтиленовых, и, само собой, - в натуральных продуктах. И одной маркировкой «Без ГМО» уже не обходится. 

Спрос продуцирует предложение

«Экологические», «натуральные», «органические» - на слуху украинца в последнее время несколько определений пищевых продуктов, в составе которых не только генетически модифицированных организмов, но и любых синтетических добавок быть не должно. Так, по крайней мере, говорится в постулатах национального Органического движения:

  • в животноводстве не допускается применение ненатуральных кормов, гормонов, стимуляторов роста, антибиотиков – лечение и профилактика должны осуществляться только при помощи гомеопатических средств;
  • в растениеводстве не допускается применение ядохимикатов и синтетических удобрений – вместо этого применяется чистая органика.

Между тем, озвученные принципы на сегодня остаются на уровне пожеланий: как должно быть де-факто, однако, не подтверждается де-юре. С 2007-го года в Верховную Раду пару раз подавались соответствующие законопроекты, призванные урегулировать отношения в сфере выращивания, производства, переработки, хранения и реализации органической пищевой продукции. Но дальше первого чтения дело не шло.

Отсутствие как таковой нормативной базы, а вместе с ней и определения ответственности, совершенно не мешает практическому саморегулированию указанной отрасли, которая за несколько последних лет не только достаточно четко сформировалась, но и выработала свои внутренние, негласные, правила игры. Ведь потребитель готов покупать – значит, и производитель должен быть готовым удовлетворить этот спрос вопреки инертности законотворчества и общепризнанному неблагополучию отечественной экологии, до сих пор переживающей последствия аварии на ЧАЭС…

Так с чем его едят?

Рынок «эко» в Украине условно можно разделить на несколько секторов:

  • относительно небольшие аграрные производства,
  • малые «натуральные» хозяйства,
  • посредники.

Идеальный вариант, если верить предпринимателям, взявшимся за модный бизнес, это именно средние хозяйства, которые самостоятельно выполняют функции производителя, переработчика и еще реализатора. На таких фермах должны быть штатные ветврачи, агрономы и другие специалисты. В таком случае возможно на каждой стадии избежать использования ненатурального сырья или добавок, контролировать качество продукции.

 «У меня к каждой корове индивидуальный подход», - говорит владелец фермы под Лисичанском, которая считается одним из первых органических хозяйств в Луганской области. По словам предпринимателя, большие объемы несовместимы с понятием «органического»: при росте производства встает вопрос реализации и логистики. «Если у меня 500 литров молока, я их быстро развез – и в течение трех часов покупатель его получил. А если 5000 литров? Не каждый готов платить дорого за натуральные продукты – покупательная способность снизилась. Вместо того чтобы сразу покупать настоящее, качественное, люди лучше будут стоять за «окорочками Буша» по 20 грн. за кг, а потом ходить за лекарствами», - говорит фермер.

И поскольку срок хранения продукции «без химии» меньше, чем подобной с добавками, продлевающими «свежесть», у потенциального покупателя вызывает больше доверия товар от производителя, чем от перекупщика. Хотя последние – не последние игроки на рынке продуктов, по крайней мере, выдаваемых за «натуральные». И, естественно, без малых хозяйств они не функционируют. Схема их работы проста как у мясника на рынке, который только разделывает тушу и продает, но не выращивает корову. Он может сколько угодно нахваливать свой товар и даже продемонстрировать справку от ветеринара…

«Может быть, бабушка, сдающая перекупам молоко, когда-то и получила справку на свою корову, но что в ее продукте, этого никто не скажет точно», - говорит менеджер модной фермы под Киевом, представляемой как органическое производство. По его словам, порой в молоке «от бабушек» встречается едва ли не вся таблица Менделеева. Уверяет, что даже стиральный порошок обнаруживали, который добавляли, очевидно, чтобы молоко не так быстро скисало; примеси соды или мела удивления уже не вызывают.

В СЭС, наверное, готовы выпустить многотомник страшилок о вреде потребления продуктов «из села» без соответствующих заключений врачей. Но они не пугают вполне изобретательных и предприимчивых охотников за высокими заработками на модной волне. Такие организуют продажу «натуральных» продуктов «из села», выдавая их за экологически чистые «от производителя». Естественно, по ценам в разы выше рыночных. При этом скупка продукции производится по бросовым ценам. Понятно, что селянин, продающий излишки своих овощей, фруктов, молока, меда, яиц и мяса, скорее сдаст все скупщику, чтобы самому не простаивать за прилавком на рынке и не платить за место и за разрешение ветеринара. Посредники продвигают продукты «из села» в сетях супермаркетов. Также распространена интернет-продажа с предварительным заказом. Например, покупатель может оставить «пожелание» по поводу будущей покупки, и ему сообщат, когда товар будет в наличии; или заранее сформировать свою «продуктовую корзину», и получить ее в полном объеме к определенной дате. Удобно, но вызывает множество вопросов, первый из которых – подтверждение качества.

Например, в одном столичном инернет-маркете «здорового питания» предлагают доставку продуктов по всей стране через почтовые компании. Консультант онлайн уверяет, что документов о происхождении и качестве товаров нет, поскольку они «в стадии загрузки на сайт»; на отдельные группы есть справки из СЭС. И тут же оговаривается, что понятия «органический» и «натуральный» следует разделять: первые товары сертифицированы, а вторые – «из деревни», выращенные натуральным способом.

Между тем, в двух последних тематических законопроектах, зарегистрированных в январе 2012-го года под №9707 и № 9707-1 (инициированных народными депутатами и Кабмином), есть четкие определения, в том числе, самого «органического продукта», соответствующего производства и зон, для такой деятельности пригодных. Но поскольку оба документа все еще не вернулись с доработки, и не приняты парламентским большинством, в сегменте отечественных «эко», по идее, действуют международные стандарты. Но это не мешает отдельным заинтересованным лицам трактовать их по-своему: заповеди искажаются в апокрифы, а порой и в сущую ересь.

О хлебе насущном – сертификации

Фирмы, которые в состоянии подтвердить полное соответствие производства принципам органического, имеют специальные сертификаты международного образца – и право маркировать продукцию специальным знаком EuroLeaf – это «листик», абрис которого составляют евро-звездочки, на зеленом фоне. Таких счастливчиков меньше двух десятков в перечне партнеров Organic Standard Ltd, позиционирующей себя в качестве «первой украинской национальной сертификационной компании» такой направленности. Почему так мало? Ответ неоднозначен: не все производители абсолютно готовы, не кривя душой, назвать свою продукцию истинно органической; получение сертификатов поставлено на коммерческие рельсы. Ведь закона, в котором прописано монопольное право государства на такую деятельность, опять же, все еще нет. Но есть несколько компаний, взявших на себя бремя выдачи документов международного образца – за нескромное вознаграждение.

В одном из хозяйств в Киевской области рассказывают, что за право на «ЕвроЛист» пару лет назад им бы пришлось выложить 12 тыс. евро, ныне цена снизилась до 1,5 тыс. долларов. На Луганщине говорят, такая сертификация обходится около 17 тыс. грн. А эти средства, что понятно каждому бизнесмену, лучше вложить в развитие производства. Тем более что сегодня такая сертификация не является обязательной, а до европейского рынка отечественной экопродукции еще далеко.

Кроме того, по мнению некоторых наших фермеров, стандарты сертификации слишком завышены. Например, в органическом животноводстве требуется использование кормов «без химии» - но где гарантия, что поставщик пшеницы не использовал синтетические удобрения или не опрыскивал бахчу ядами? Да и закупочная цена экологичных кормов взвинтит цену конечного продукта, который и без того не всем по карману.

А если так, то возникает следующий вопрос:

А был ли мальчик?

Даже при неглубоком анализе ситуации с так называемой «органической» продукцией в Украине напрашивается единственный вывод: такой фактически не существует в чистом виде.

Казалось бы, этот рынок прошел первую стадию становления и начинает развиваться. Но его иначе как «диким» не назовешь. Тем не менее, это непаханое поле может стать почвой для взращивания вполне солидного бизнеса для тех, кто вопреки расхожему мнению не считает аграрный сектор убыточным, и готов исповедовать истину «мы то, что мы едим».

Выбрать подходящую для такого бизнеса территорию поможет тестирование растений на содержание токсинов, которое проводится в специальных лабораториях. Получив землю, например, в аренду, определив вместе со специалистами зоны для растениеводства и животноводства, можно замкнуть круг производства на собственных кормах, не используя препараты, сырье, добавки неестественного происхождения. А открыть интернет-магазин для реализации под заказ или наладить схему поставок в общепит труда не составляет.

Тем более все это становится интересным на фоне завершенной денежной оценки земель и возможного снятия моратория на продажу участков сельскохозяйственного назначения, а также – с учетом ускорившихся интеграционных процессов в Украине. Пусть украинцам органическая еда пока не по карману, в Европе, даже во время кризиса, она востребована.

Автор Екатерина Харьковская


Цены на товары
Крупа гречневая 10,25 грн.
Рис 9,75 грн.
больше цен
Горячая линия
femmes russes a marier contador de visitas

93401, Украина, г. Северодонецк, проспект Химиков, 48а
телефон/факс: +38 (0645) 703 690
E-mail: lcci508509@gmail.com
Разработан - Телерадиокомпания РТС © ЛРТПП 2011 г.

Все права защищены.

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки http://lcci.lg.ua для интернет-изданий - прямой открытой для поисковых систем гиперссылки.

Ссылка должна быть размещена вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.