Украина готова обеспечить потребности Казахстана ветроустановки мультимегаватного класса | «СХІД-ЕКСПО-2017» приглашает представителей малого и среднего бизнеса презентовать свои возможности | ТПП Украины рекомендует компаниям, пострадавшим от кибератаки обратиться к киберполиции | Украина расширит объемы и ассортимент экспорта в Хорватию | Дорогие женщины, поздравляем вас с Международным женским днем! |


Статьи

ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ 2012-12-12

Снижение количества проверок контролирующими органами, в том числе и работниками милиции – это, пожалуй, самая заветная мечта любого предпринимателя.  Думаю, ни для кого не будет открытием Америки, что каждый предприниматель в месте занятия предпринимательской деятельностью обязательно должен иметь следующий пакет документов:

  1. Копию свидетельства о государственной регистрации ФЛП;
  2. Копию свидетельства об уплате единого налога (если находится на единой системе налогообложения) или свидетельство плательщика НДС (если на общей системе  налогообложения);
  3. Книгу жалоб и предложений;
  4. Договор аренды или иной документ, подтверждающий  правомерность нахождения магазина (торговой точки или точки оказания услуг) в помещении;
  5. Разрешение органов противопожарного надзора на начало работы предприятия и аренду помещений.

В случае, если предприниматель осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию, например медицинская практика, то в обязательном порядке нужно иметь копию лицензии.

Также следует знать, что ст. 15 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения » от 24 февраля 1994 г. N 4004-XII не предусмотрено получение разрешения от органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины на осуществление торговли непродовольственными товарами.

 

При осуществлении проверки деятельности субъекта хозяйствования государственными органами всегда следует помнить о том, что представители органов государственной власти и местного самоуправления обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, который предусмотрен Конституцией Украины и Законами Украины.

Обращаем внимание, что Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05 апреля 2007 г. N 877-V предусмотрено, что обязательство получения какого-либо разрешительного документа субъектами предпринимательской деятельности должно быть установлено законом Украины.

Теперь на примере проверки милицией деятельности субъекта хозяйствования, выработаем порядок действий.

Для решения вопроса законности осуществления проверок милицией, рекомендуем всегда иметь под рукой ЗУ № 565-V, который можно найти в интернете на сайте www.rada.gov.ua и распечатать или приобрести в специализированном книжном магазине. При изучении вышеуказанного закона следует обратить внимание на ст. 11 ЗУ № 565-V, где обозначены нормы, регламентирующие порядок проведенияя проверок: проверки проводятся по фактам нарушения законодательства. В Законе нет ни слова о том, что проверки проводятся «профилактические, плановые». Во-первых, должен иметь место факт нарушения законодательства. После чего должна следовать проверка данного факта, а не тотальные проверки без фактических оснований, к чему милиционеры привыкли и вмешиваются в хозяйственную деятельность.

Еще один нюанс, который  работники милиции не понимают вообще, - это порядок реализации прав. В Законе указано, что проверки по фактам нарушения законодательства милиция имеет право проводить в порядке, установленном Кабинетом Министров. Порядком регламентируется процесс: как проводить проверку, сколько раз, и что делать с результатами проверки (актом, протоколом, постановлением и т.д). Обращаем внимание, что порядка проведения проверок Кабмин не установил.

На основании вышесказанного, можно применять следующий алгоритм действий:

  1. Вы ничего противозаконного не сделали, вы законопослушный гражданин и предприниматель. Вы платите налоги, из которых в том числе содержатся контролирующие органы - милиция. То есть, заранее не принимать позицию жертвы, а вести диалог с проверяющим на равных, но подчеркнуто вежливо и с уважением.
  2. В случае каких-либо недоразумений, вы всегда можете задать вопрос и попросить, чтоб вам показали, где и в каком именно нормативно-правовом акте это указанно (Покажите - где написано?).
  3. На основании ч. 2 ст. 5 ЗУ № 565-12 Вы имеете право потребовать предъявить служебные удостоверения и сверить лица пришедших с фотографиями в удостоверениях. При отказе предъявить служебные удостоверения - вызвать милицию. Вы не можете быть уверены в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают.
  4. 4.      Переписать все, что указано в служебных удостоверениях (серию, номер удостоверения, ФИО, звание, должность, представляемый орган, дата выдачи, срок действия), на отдельный лист бумаги. При отказе проверяющих предоставить возможность переписать данные удостоверений - вызвать милицию на тех же основаниях (отсутствие уверенности в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают). На вопрос: «Зачем переписываете?» возможен вариант ответа: «Директор приказал переписывать реквизиты в связи с участившимися случаями использования поддельных удостоверений». В случае изначального некорректного поведения визитеров, ответ может звучать: «Для возможного составления жалоб в управление внутренней безопасности и органы прокуратуры» Взять тайм-аут для пристального изучения всего предъявленного, т.к. в служебных удостоверениях следует обратить внимание на срок действия, принадлежность к органам МВД, наличие подписи начальника (зам. начальника) подразделения МВД, печатей и т. д., а в направлении на проверку должны быть указаны: дата его выдачи; название подразделения милиции; цель проверки; вид проверки;  основания для проведения проверки; дата начала и дата окончания проверки; должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку.

5. Принять решение о допуске либо недопуске работников органов внутренних дел к проведению проверки. При этом следует учитывать, что согласно абз. 1 п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей дается право:

а) проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции;

б) требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.

Однако данное право органы милиции могут реализовать только в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (о чем гласит абз. 1 п. 24 ст. 11 Закона «О милиции»).

Указанный порядок проведения проверок органами милиции Кабинетом Министров Украины до сих пор не установлен.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Закон Украины «О милиции» в части установления способа (порядка) отсылает к нормативному акту КМУ. И поскольку способ (порядок) проведения проверок Кабинетом Министров Украины не установлен, до издания соответствующего постановления КМУ органы милиции не могут реализовать свое право на проведение проверок субъектов хозяйствования.

Пришедшим (даже с направлением на проверку) работникам милиции можно пробовать вежливо отказать в проведении проверок на основании приведенных выше аргументов (отказ оформляется в письменной форме с вышеприведенной аргументацией).

Если проверяющих допустили к проведению проверки:

1. Проверяющие работают в отведенной им комнате. Изучение документов проводится в присутствии понятых и руководителя юридического лица (проверяемого физического лица) (абз. 3 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона Украины «О милиции»).

2. Требуемые документы для проверки доставляет определенный руководителем сотрудник.

3. Если проверяющие выразили желание изготовить копии документов, необходимо напомнить им, что изготовление копий должно производиться за счет соответствующего органа милиции. Поскольку оригиналы документов «на вынос» до возбуждения уголовного дела не выдаются (они могут быть изъяты только по решению суда), единственным возможным вариантом изготовления копий с интересующих работников милиции документов является доставка ими в офис своего ксерокса.

Правовая позиция руководителя предприятия в данном случае должна основываться на нормах абз. 3 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона Украины «О милиции»:

по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, истребовать и изымать оригиналы документов, которые свидетельствуют о правонарушении, образцы сырья и продукции, а до принятия такого решения суда - в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, которые свидетельствуют о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, относительно которых проводится проверка, описания документов, из которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, отмеченного в протоколе.

 

Если проверяющих не допустили к проведению проверки:

В отказе проверяющим лучше избегать слова «нет». Лучше употреблять конструкцию – «...да, с условием...». К примеру, в письменно оформляемом Акте отказа от предоставления документов следует указать: «Работникам управления (отдела, отделения) по борьбе с организованной преступностью... будут предоставлены для изучения по местонахождению предприятия необходимые документы при условии наличия надлежащим образом оформленного направления на проверку, предусмотренного абз. 2 п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции», после установления Кабинетом Министров Украины порядка проведения проверок, что предусмотрено абз. 1 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона Украины «О милиции». До установления соответствующего порядка проведения проверок должностные лица органов внутренних дел вправе требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций пояснения по фактам нарушения законодательства, проверка которых отнесена к компетенции милиции».

В отличие от рядовых сотрудников, директору рекомендуется подписывать любые предлагаемые к подписи документы (если таковые будут составлены) с обязательной сделанной от руки пометкой «ВОЗРАЖАЮ». Необходимо настаивать на предоставлении вторых экземпляров таких документов (за исключением процессуальных документов, которые в соответствии с законодательством Украины оформляются в одном экземпляре).

Пользование средствами видео-, аудиозаписи при проведении проверок законодательством Украины не запрещено.

Запрет (ограничение) перемещений по территории предприятия при проведении проверок является неправомерным. Подобные ограничения при проведении проверок законодательством Украины не предусмотрены (ограничения предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Украины только в рамках следственных действий по возбужденному уголовному делу).

Запрет телефонных звонков при проведении проверок является неправомерным.

Заявление о совершаемом преступлении можно подать любому работнику милиции, включая и того, в отношении которого подается такое заявление. Согласно ст. 97 УПК он обязан передать его по принадлежности.

Прежде чем приступить к общению с руководителем предприятия, представители контролирующих (правоохранительных) органов, как правило, вступают в контакт с рядом сотрудников предприятия. Поэтому руководству предприятия лучше отдельно предусмотреть для каждого сотрудника, занимающего определенную должность, индивидуальную инструкцию. Инструкции формируются по принципу взаимодействия конкретного должностного лица предприятия с представителями органов ГНС (налоговой инспекции или налоговой милиции) и органов МВД (ГСБЭП, УБОП и ОБНОН).

Желаем Вам успешной хозяйственной деятельности, а в случае необходимости Вы всегда сможете отстоять свои законные права и интересы, используя знания и опыт юристов центра юридических услуг Луганской РТПП.

 Консультации по любым юридическим вопросам можно получить по телефонам:

(0642) 49-02-89 с 8.30 до 17.30

(050) 426-24-98 круглосуточно

e-mail: lcci@lcci.lg.ua


Цены на товары
Масло подсолнечное 15,70 грн.
Капуста 2,05 грн.
больше цен
Горячая линия
femmes russes a marier contador de visitas

93401, Украина, г. Северодонецк, проспект Химиков, 48а
телефон/факс: +38 (0645) 703 690
E-mail: lcci508509@gmail.com
Разработан - Телерадиокомпания РТС © ЛРТПП 2011 г.

Все права защищены.

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки http://lcci.lg.ua для интернет-изданий - прямой открытой для поисковых систем гиперссылки.

Ссылка должна быть размещена вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.