Согласно Закона Украины от 02.09.2014 № 1669 «О временных мероприятиях на период проведения антитеррористической операции» Луганская региональная торгово-промышленная палата выдает субъектам хозяйственной деятельности сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы). Данный документ является основанием для освобождения от ответственности за невыполнение (недолжное выполнение) обязательств по договорным отношениям, по ведомственным нормативным актам и актам органов местного самоуправления.
С целью содействия и защиты субъектов предпринимательства, зарегистрированных в зоне проведения антитеррористической операции, Торгово-промышленная палата Украины обратилась в Государственную фискальную службу Украины с проблемными вопросами, которые возникают у юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в ходе ведения хозяйственной деятельности, а также при обращении за подтверждением факта наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).
Государственная фискальная служба Украины по существу поставленных вопросов дала следующие разъяснения:
Вопрос: Появляется ли у субъекта хозяйствования обязанность начисления и оплаты налогового обязательства, если им не была предоставлена налоговая декларация по этому виду налога и он получил сертификат ТПП Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) относительно подачи налоговой декларации для этого вида налога?
Ответ: Временные мероприятия для поддержки субъектов хозяйствования в зоне проведения антитеррористической операции определены Законом Украины от 02.09.2014 № 1669 «О временных мероприятиях на период проведения антитеррористической операции» (далее – Закон № 1669).
В соответствии со статьей 10 Закона № 1669 в течение действия этого Закона единственным надлежащим и достаточным документом, который подтверждает наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), которые имели место на территории проведения антитеррористической операции, как основания для освобождения от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.
Граничные сроки предоставления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и на основаниях, предусмотренных Налоговым кодексом Украины.
Так, согласно п.102.6 статьи 102 Кодекса граничные сроки для предоставления налоговой декларации, заявлений о пересмотре решений контролирующих органов, заявлений о возврате сверх уплаченных денежных обязательств могут продлеваться руководителем контролирующего органа по письменному обращения плательщика налогов, в случае если такой плательщик налогов в течение обозначенных сроков имел ограниченную свободу передвижения в следствие обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально.
При этом, штрафные санкции, определенные Кодексом, не применяются в течение сроков продления граничных сроков подачи налоговой декларации в соответствии с пунктом 102.6 статьи 102 Кодекса.
Вопрос: Нужно ли подтверждать форс-мажорные обстоятельства относительно начисления и оплаты единого взноса, а также относительно подачи отчетности по единому взносу (Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование), когда норма статьи 9-1 Закона № 1669 предусматривает освобождение для плательщиков единого взноса, которые находятся на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, где проводится антитеррористическая операция, от выполнения своих обязательств, определенных частью второй статьи 6 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (Закон № 2464), на период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции или военного/чрезвычайного положения, и является нормой прямого действия?
Ответ:
Статьей 1 Закона № 1669 определено, что период проведения антитеррористической операции – это время между датой вступления в силу Указа Президента Украины от 14.04.2014 № 405/2014 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мероприятиях по преодолению террористической угрозы и сбережения территориальной целостности Украины (далее – Указ № 405) и датой вступления в силу Указа Президента Украины о завершении проведения антитеррористической операции или военных действий на территории Украины.
Территория проведения антитеррористической операции – территория Украины, где расположены определенные в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне населенные пункты, где проводилась антитеррористическая операция, начатая согласно Указа № 405.
Законом № 1669 внесены изменения в раздел VІІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464, а именно дополнено пунктом 94, согласно которого плательщики единого взноса, указанные в статье 4 Закона № 2464, которые находятся на учете в фискальных органах, расположенных на территории населенных пунктов, определенных в перечне, указанном в статье 2 Закона № 1669, где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом № 405, освобождаются от выполнения своих обязательств, предусмотренных частью второй статьи 6 Закона № 2464, на период с 14 апреля 2014 года до завершения антитеррористической операции / военного или чрезвычайного положения.
Принимая во внимание изложенное, плательщики единого взноса, которые пребывают на учете в фискальных органах, расположенных на территории, где проводилась антитеррористическая операция или было объявлено военное или чрезвычайное положение, на период антитеррористической операции освобождаются от своих обязательств по своевременному и в полном объеме начислению, расчету и оплаты единого взноса, предоставления отчетности в фискальный орган.
Таким образом, Закон № 1669 не освобождает от обязанностей, указанных в части второй статьи 6 Закона № 2464, а предоставляет возможность плательщикам единого взноса на период проведения антитеррористической операции не выполнять их в установленные сроки (своевременно) и в полном объеме.
Исходя из требований Закона № 1669, указанные обязанности должны быть выполнены плательщиками единого взноса после завершения антитеррористической операции.
Ответственность, штрафные и финансовые санкции, предусмотренные Законом № 2464 за невыполнение, несвоевременное выполнение, выполнение не в полном объеме обязанностей плательщиков единого взноса, в период с 14 апреля 2014 года до завершения антитеррористической операции к плательщикам единого взноса, которые не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем завершения антитеррористической операции, подали в фискальный орган заявление и сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, не применяются.
Вместе с этим, только при окончательном определении перечня населенных пунктов, на территория которых проводилась антитеррористическая операция, плательщики единого взноса в срок не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем завершения антитеррористической операции, подают в фискальный орган заявление и сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, которые являются основанием для неприменения ответственности, штрафных и финансовых санкций, предусмотренных Законом № 2464.
Вопрос: Необходимо ли подтверждать форс-мажорные обстоятельства относительно оплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции, если норма статьи 6 Закона № 1669 предусматривает освобождение субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции, от оплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности , и является нормой прямого действия?
Ответ:
Данный вопрос регулируется статьей 6 Закона № 1669, в которой указано, что, в ходе проведения антитеррористической операции субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции, освобождаются от оплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности.
Вопрос: Каким документом органов доходов и сборов подтверждается наличие безнадежного налогового долга, в понимании статьи 101.1 Налогового кодекса Украины: «Списанию подлежит безнадежный налоговый долг, в том числе пеня и штрафные санкции, насчитанные на такой налоговый долг»?
Ответ:
В соответствии с пунктом 101.2 статьи 101 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) под термином «безнадежный» понимается:
налоговый долг плательщика налога, признанного в установленном порядке банкротом, требования относительно которого не были удовлетворены в связи з недостаточностью имущества банкрота;
налоговый долг плательщика налогов, относительно которого прошел срок давности, установленный этим Кодексом;
налоговый долг плательщика налогов, который возник в следствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств);
налоговый долг плательщика налогов, относительно которого в Государственный реестр внесена запись о его прекращении на основания решения суда, а для банков – на основании решения Фонда гарантирования вкладчиков физических лиц об утверждении отчета о завершении ликвидации банка или решения Национального банка Украины об утверждении ликвидационного баланса, одобрения окончательного отчета ликвидатора и завершения ликвидационной процедуры;
налоговый долг физического лица, которое:
определено в судебном порядке нетрудоспособным, безвести отсутствующим или объявлено умершим, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание согласно с законом;
умерло, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание согласно с законом;
более 720 дней пребывает в розыске.
Механизм списания безнадежного налогового долга определен Порядком списания безнадежного налогового долга плательщиков налогов, утвержденным приказом Миндоходов от 10.10.2013 № 577 (зарегистрированным в Минюсте 31.10.2013 № 1844/24376, далее – Порядок).
Согласно пункта 3.1 Порядка определение сумм безнадежного налогового долга, который подлежит списанию органами доходов и сборов, осуществляется на основании данных информационных систем органов доходов и сборов по состоянию на день возникновения безнадежного налогового долга.
В соответствии с пунктом 3.2. раздела III Порядка днем возникновения безнадежного налогового долга в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) считается день, который наступает за граничным сроком погашения денежных обязательств за период, на который попадает дата, определенная в документе, который подтверждает факт непреодолимой силы.